ЦНППМ Рязанской области

Игнатова Вера Васильевна

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Подвязьевская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области


Видео https://disk.yandex.ru/i/0ryjaDkR6N77bw

Игнатова Вера Васильевна

Нетрадиционные формы урока литературы как средство активизации читательского интереса учащихся

О нежелании современных подростков читать серьёзную литературу не говорит только ленивый. О том, что нынешнее поколение – это люди «экранной культуры» также очевидно. Поэтому закономерен вопрос: нельзя ли использовать интерес ребят к кино для повышения мотивации их интереса к чтению книг? Благо советский и российский кинематограф богат удачными экранизациями произведений, входящих в школьный курс литературы, а материально–техническая обеспеченность школы позволяет достаточно легко организовать просмотр как фильма, так и его отдельных фрагментов.

Ценность современного урока определяется его направленностью на формирование у учащихся учебной самостоятельности, способности расширять свои знания и умения по собственной инициативе, исходя из индивидуальных потребностей.

Каждый учитель использует различные приёмы и способы, чтобы привлечь и удержать внимание детей, активизировать их деятельность в образовательном процессе. Необычные формы урока являются хорошим способом для этого, так как привлекают и удивляют ученика. Одной из форм, повышающей инициативность и активизирующей познавательную деятельность учащихся на уроках литературы, является составление киносценариев.

Работа над киносценарием вырабатывает навыки медленного и вдумчивого чтения и способствует развитию образного мышления. Она является своеобразной формой анализа художественного произведения.

У современных школьников богатый опыт кинозрителя, тем легче заинтересовать их этой формой работы и объяснить приёмы составления киносценария.

В начале показываю ученикам фрагмент фильма–экранизации знакомого ученикам произведения и, опираясь на впечатления от просмотренного, выясняю такие понятия, как крупный, средний, общий план, их значение для восприятия:

Почему и как используется крупный план?

Что даёт общий план для понимания эпизода?

Является ли средний план только средством перехода от крупного плана к общему или он имеет самостоятельное значение?

Эти понятия помогают учащимся осознать организацию кадра. Затем рассматриваем вопрос о монтаже. В элементарной форме учащиеся разбираются в этом вопросе.

Этот этап является подготовительным. Он требует заметного количества времени только первый раз. При повторном использовании этой формы урока достаточно простого напоминания учащимся основных понятий.

Второй этап – это сравнительный анализ киноэпизода и соответствующего отрывка текста произведения. Для этого целесообразно выбирать те эпизоды, которые достаточно близки к оригиналу. При этом главными вопросами обсуждении являются:

- Как автор книги и режиссёр передают мысли и чувства героев? Какие средства выразительности используют для этого?

- В чём причина различий текста и киноэпизода?

Третий этап – составление собственного киносценария эпизода художественного произведения. Для этого можно использовать тексты и неэкранизированных книг. При наличии фильма можно сравнить результат работы ребят с киноверсией эпизода.

Полезно в ходе составления киносценария фиксировать результат письменно. Нами используется следующая форма записи:

Кадра

Персонажи

Место действия

Смена планов

Звук

Свет

 

 

 

 

 

 

В ходе составления киносценария оживляется образное видение учащимися литературного текста, определяется различие средств выразительности, а как следствие, и художественных образов, создаваемых литературой и кино. Учащиеся начинают понимать, что каждый вид искусства незаменим и неповторим, и нельзя заменить чтение книг просмотром их экранизаций.

Зачастую значение такого вида работы оказывается сильнее, чем «проповеди» о пользе литературы.

Составление киносценария усиливает сопереживание, активизирует воображение, углубляет, понимание учеником художественного текста. Этот вид работы сохраняет индивидуальные стороны читательского восприятия и в то же время содействует верному пониманию авторской мысли.



Возврат к списку