Учитель русского языка и литературы МБОУ «Подвязьевская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области
Видео https://disk.yandex.ru/i/0ryjaDkR6N77bw
Нетрадиционные формы урока литературы как средство активизации читательского интереса учащихся
О нежелании современных подростков читать серьёзную литературу не говорит только ленивый. О том, что нынешнее поколение – это люди «экранной культуры» также очевидно. Поэтому закономерен вопрос: нельзя ли использовать интерес ребят к кино для повышения мотивации их интереса к чтению книг? Благо советский и российский кинематограф богат удачными экранизациями произведений, входящих в школьный курс литературы, а материально–техническая обеспеченность школы позволяет достаточно легко организовать просмотр как фильма, так и его отдельных фрагментов.
Ценность современного урока определяется его направленностью на формирование у учащихся учебной самостоятельности, способности расширять свои знания и умения по собственной инициативе, исходя из индивидуальных потребностей.
Каждый учитель использует различные приёмы и способы, чтобы привлечь и удержать внимание детей, активизировать их деятельность в образовательном процессе. Необычные формы урока являются хорошим способом для этого, так как привлекают и удивляют ученика. Одной из форм, повышающей инициативность и активизирующей познавательную деятельность учащихся на уроках литературы, является составление киносценариев.
Работа над киносценарием вырабатывает навыки медленного и вдумчивого чтения и способствует развитию образного мышления. Она является своеобразной формой анализа художественного произведения.
У современных школьников богатый опыт кинозрителя, тем легче заинтересовать их этой формой работы и объяснить приёмы составления киносценария.
В начале показываю ученикам фрагмент фильма–экранизации знакомого ученикам произведения и, опираясь на впечатления от просмотренного, выясняю такие понятия, как крупный, средний, общий план, их значение для восприятия:
Почему и как используется крупный план?
Что даёт общий план для понимания эпизода?
Является ли средний план только средством перехода от крупного плана к общему или он имеет самостоятельное значение?
Эти понятия помогают учащимся осознать организацию кадра. Затем рассматриваем вопрос о монтаже. В элементарной форме учащиеся разбираются в этом вопросе.
Этот этап является подготовительным. Он требует заметного количества времени только первый раз. При повторном использовании этой формы урока достаточно простого напоминания учащимся основных понятий.
Второй этап – это сравнительный анализ киноэпизода и соответствующего отрывка текста произведения. Для этого целесообразно выбирать те эпизоды, которые достаточно близки к оригиналу. При этом главными вопросами обсуждении являются:
- Как автор книги и режиссёр передают мысли и чувства героев? Какие средства выразительности используют для этого?
- В чём причина различий текста и киноэпизода?
Третий этап – составление собственного киносценария эпизода художественного произведения. Для этого можно использовать тексты и неэкранизированных книг. При наличии фильма можно сравнить результат работы ребят с киноверсией эпизода.
Полезно в ходе составления киносценария фиксировать результат письменно. Нами используется следующая форма записи:
№ Кадра |
Персонажи |
Место действия |
Смена планов |
Звук |
Свет |
|
|
|
|
|
|
В ходе составления киносценария оживляется образное видение учащимися литературного текста, определяется различие средств выразительности, а как следствие, и художественных образов, создаваемых литературой и кино. Учащиеся начинают понимать, что каждый вид искусства незаменим и неповторим, и нельзя заменить чтение книг просмотром их экранизаций.
Зачастую значение такого вида работы оказывается сильнее, чем «проповеди» о пользе литературы.
Составление киносценария усиливает сопереживание, активизирует воображение, углубляет, понимание учеником художественного текста. Этот вид работы сохраняет индивидуальные стороны читательского восприятия и в то же время содействует верному пониманию авторской мысли.