Основная цель аттестации педагогических работников - это повышение качества преподавания за счет стимулирования непрерывного роста профессионального мастерства педагога! В связи с этим ЦНППМ не может обойти стороной вопросы аттестации педагогических работников и деятельности экспертов.
От правильно организованной деятельности по сопровождению аттестации педагогических работников в конкретном учреждении зависит отношение педагогических работников к этой важной процедуре, результативность и эффективность. Правильно выстроенная методическая поддержка педагога значительно облегчает процесс аттестации. Таким образом, научно-методическое сопровождение профессионального роста педагогов тесно переплетено с процессом и целями аттестации.
Грамотная и эффективная деятельность экспертов в сотрудничестве с администрацией образовательной организации, методической службой и педагогом помогает не просто оценить результативность и качество деятельности педагога, но и оказать ему существенную поддержку в снижении имеющихся дефицитов, указать на сильные стороны и помочь в их развитии, поделиться опытом и повысить в том числе и свой уровень.
Все это вытекает из текста Федерального порядка аттестации (см. ниже ссылку на полный текст документа).
Основными задачами проведения аттестации являются:
а) стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального, личностного и карьерного роста;
б) определение необходимости дополнительного профессионального образования педагогических работников;
в) повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
г) выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников, в том числе в целях организации (осуществления) методической помощи (поддержки) и наставнической деятельности в образовательной организации;
д) учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
е) обеспечение дифференциации оплаты труда педагогических работников с учетом установленных квалификационных категорий, объема их преподавательской (педагогической) работы либо дополнительной работы.
Нормативно-правовые основания и особенности проведения аттестации педагогических работников. Федеральные, региональные и муниципальные аспекты.
На данной странице представлена различная информация необходимая для педагогических работников в рамках проведения аттестации, а также дополнительные материалы
Презентация об изменениях в порядке проведения аттестации
Федеральные документы
· Приказ Министерства просвещения РФ от 24 марта 2023 г. № 196 “Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность” (федеральные критерии едины для всех педагогических должностей в соответствии с номенклатурой (см.ниже))
· Ответы на часто задаваемые вопросы по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
ВНИМАНИЕ. НОВЫЙ ДОКУМЕНТ. https://disk.yandex.ru/i/qHwNaU7f3jd91w Ответы на дополнительные вопросы по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 24 марта 2023 года № 196.
Региональные документы
в соответствии с Федеральными документами в каждом регионе принимаются следующие дополнительные документы:
· Регламент работы Главной аттестационной комиссии Рязанской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории
· РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЯЗАНСКИМ ОБЛАСТНЫМ КОМИТЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 2022-2024 годы
в соответствии с федеральными критериями и региональным регламентом разрабатываются и утверждаются конкретные показатели и методики всесторонней оценки профессиональной деятельности педагогических работников (отличаются для разных должностей и в разных регионах)
ВНИМАНИЕ: вся актуальная информация, приказы, методики и др. размещены на сайте Министерства образования в разделе Главная - Деятельность - Аттестация педагогических работников
В настоящее время в соответствии с федеральным порядком педагоги могут проходить аттестацию:
а) на соответствие занимаемой должности (в своей образовательной организации)
б) на первую или высшую квалификационные категории (для областных организаций на региональном уровне, для муниципальных организаций на первую категорию - на муниципальном уровне, на высшую категорию на региональном уровне!)
в) на новые квалификационные категории "педагог-методист", "педагог-наставник" (на региональном уровне)
При подаче заявления на уровне образовательной организации - следуйте установленному локальным актом (положением) порядку в образовательной организации.
При подаче заявления на муниципальном уровне (на первую квалификационную категорию) - следуйте порядку, установленному на муниципальном уровне.
При подаче заявления на региональном уровне обратитесь к информации на сайте Министерства образования Рязанской области:
Для установления квалификационных категорий педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в министерство образования Рязанской области необходимо предоставить следующий пакет документов:Далее специалист министерства образования Рязанской области назначает эксперта и сообщает его телефон, по которому педагогическому работнику необходимо самому связаться с экспертом и определить дальнейший порядок и график работы.
Рекомендации по планированию, анализу и выработке рекомендаций по проведению урока
· Критерии оценки открытых уроков, применяемые при оценке уроков в рамках аттестации
· РЕКОМЕНДУЕМОЕ положение о технологической карте урока (не обязательное)
По ссылке открывается текст рекомендуемого примерного положения о технологической карты урока с Федерального сайта единого содержания общего образования https://edsoo.ru, которое может использоваться для разработки локального акта в образовательной организации, а также в помощь педагогу при подготовке и планировании занятия (в том числе и открытого урока). Не является обязательным к применению.
Статья "Моделирование урока географии в соответствии с требованиями обновлённого ФГОС ООО: методический потенциал технологической карты" из выпуска № 9 2023 года научно-методического журнала "Методист"
Особое внимание следует уделить "новым" квалификационным категориям. Они играют существенную роль в развитии научно-методического сопровождения педагогов и при грамотном планировании аттестации, дальнейшем вовлечении педагогов с этими категориями в системную методическую работу, руководители образовательных организаций и муниципальные органы управления образования могут добиться значительных результатов в повышении качества образования в целом.
В архиве представлен комплект документов по аттестации на новые квалификационные категории "педагог-наставник", "педагог-методист".
Следует обратить внимание, что деятельность педагогов с новыми квалификационными категориями должна регулироваться на уровне образовательной организации локальными актами.
Ваши предложения, комментарии, замечания по представленным материалам, процессу организации научно-методического сопровождения аттестации педагогических работников, повышения эффективности методической деятельности экспертов и аттестуемых, внесения коррективов в показатели и методики можно направлять на почту центра cnppm62@yandex.ru с пометкой "Предложения по аттестации" в теме письма.
С целью повышения эффективности методической деятельности экспертов в рамках аттестации в 2024 году была разработана программа курсов повышения квалификации и обучено 416 экспертов Рязанской области в рамках выполнения работ по реализации государственного задания. При наличии желающих экспертов и аттестуемых может быть организован дополнительный набор групп по данной тематике на коммерческой основе.
Подробнее информация по электронной почте cnppm62@yandex.ru или по телефонам ЦНППМ 444500, учебно-методический отдел 955922