ЦНППМ Рязанской области

Черваков Николай Николаевич

Директор МБОУ "Школа №7 "Русская классическая школа"


Успешная управленческая практика

В ряду инновационных школ Рязани в 1999 году появилась ещё одна – «Русская классическая школа №7», сразу ставшая заметным событием в городском педагогическом сообществе. Возглавил её Черваков Николай Николаевич, работавший в 1996-1999 годах заместителем по научно-методической работе директора замечательного образовательного учреждения – Лицея №4 города Рязани.

Седьмая школа сразу взяла быстрый и очень заметный в городе старт обновления и совершенствования. При ней был создан и открыт для широкого посещения «Музей истории народного образования города Рязани», он же и музей школы: она преемница частной гимназии Н.Н. Зелятрова и Второй мужской гимназии 1871 года основания, классические традиции народного образования которой восприняла и стала развивать «Русская классическая школа №7».

Назначение Червакова Н.Н. руководителем самой старейшей в городе школы было неслучайным. Николай Николаевич прошёл все ступени педагогической деятельности: учитель, заместитель директора, директор школы. Он вспоминает о своих школьных годах, повлиявших на выбор им профессии учителя истории: «Учился я в замечательной Казаче-Дюковской восьмилетней школе, куда приходили дети из ближайших деревень. Историю преподавал директор школы Сергей Иванович Сенин. Он учил нас умению рассуждать, дискутировать, много внимания уделял культуре речи. Среднее образование получал в Шацкой средней школе-интернате. Историю вёл тоже директор школы Леженкин Владимир Николаевич, уроки которого проходили часто в форме дискуссии и очень нравились старшеклассникам».

Став директором образовательного учреждения, Черваков Николай Николаевич открыл перед педагогическим коллективом перспективу создания инновационной школы, развивающей классические традиции отечественного образования. Были разработаны Программа развития школы, Концепция Русской классической школы. В концептуальных документах была сформулирована главная миссия школы – формирование универсально образованной личности, овладевшей основами фундаментальных наук, культурой умственного труда, нормами нравственного поведения и через освоение этнокультурного содержания образования развившей в себе чувство национального достоинства и национального самосознания. Необходимость создания таких школ была продиктована тем, что в 90-ые годы 20-го века была во многом потеряна воспитательная составляющая в российских школах. В эти годы в содержание образования часто вводились предметы, формировавшие западную мировоззренческую направленность, углублённо изучались зарубежная литература, история, культура - урезалось изучение своего, отечественного, родного. Следовательно, достаточно сложно было воспитать у подрастающего поколения любовь к Родине, уважение к её истории, культуре, традициям.

На вооружение педагогического коллектива седьмой школы был взят тезис выдающегося педагога К.Д. Ушинского: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов». В учебный план были введены национально ориентированные предметы: «История русской культуры», «История русской философии», Рязаневедение», усилены этнокультурные модули в содержании гуманитарных предметов.

В воспитательной работе сделали акцент на создании особого воспитательного пространства, в котором созданы условия для активного приобщения ребёнка к национальным традициям и обычаям, национальной истории и культуре. Эти изменения подняли качество образования и воспитания учащихся на новый, более высокий уровень. 

Опыт русской классической школы Черваков Н.Н. представил на различных всероссийских конференциях, например: «Принципы народности в педагогической системе К.Д. Ушинского и развитие современного образования» (Курск), на международных научных конференциях, например: «Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд» (Москва). На базе школы прошли

14 ежегодных городских научно-практических конференций по изучению педагогического наследия К.Д. Ушинского, философского и педагогического наследия И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского и других русских учёных.

Школа была базой секции «Патриотическое воспитание школьников» в рамках Всероссийского форума «Армия, вера, культура – духовные скрепы российской государственности», секции регионального педагогического форума «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации – важнейшая составляющая инновационного развития страны», регионального круглого стола «Рязанское образование: история и современность», регионального круглого стола «Музеи Боевой славы воспитывают патриотов».

У школы появились весомые достижения: она стала победителем Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», победителем Всероссийского конкурса воспитательных систем, организованного Министерством образования Российской Федерации, регионального конкурса патриотического воспитания школьников, призёром областного этапа Всероссийского смотра-конкурса «Лучшая школа – 2010», была занесена в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России», стала входить в число десяти школ города по количеству победителей и призёров муниципальных предметных олимпиад, учащиеся активно участвуют в городских мероприятиях, становятся организаторами в городе многих общественно полезных дел.

Николай Николаевич всегда остаётся и учителем. Большое значение придаёт преподаванию истории в школе. Он автор нескольких творческих программ и учебно-методических пособий, опубликованных в изданиях Рязанского областного института развития образования, в журнале «Преподавание истории в школе». Успешно реализует разработанные и апробированные им педагогическую технологию «Организация поисково-исследовательской деятельности на уроках истории в старших классах», проекты: «Развитие творческих способностей учащихся при использовании проектных методов обучения на уроках истории», «Интерактивные образовательные технологии как ведущий фактор формирования ключевых компетенций старшеклассников», «История средней школы №7 Рязани через биографии и достижения её выпускников».

     Широко используются для уроков истории материалы школьного Музея Боевой славы, для поддержки и развития которого много делает Николай Николаевич как директор образовательного учреждения. Музей Боевой славы занял I место во Всероссийском смотре-конкурсе школьных музеев, был Победителем регионального конкурса среди музеев военно-патриотической направленности Рязанской области, за свои заслуги получил на дальнейшее развитие Грантовую поддержку к 75-летию Великой Победы.

Черваков Николай Николаевич имеет весомые личные награды: он Почётный работник общего образования, Заслуженный учитель Российской Федерации, награждён орденом Ломоносова "За заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной науки и образования", имеет медаль Президента РФ «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», памятный Знак Губернатора Рязанской области "195 лет со дня рождения М.Е. Салтыкова-Щедрина», Почётный знак «За заслуги перед Рязанской областью», Почётные грамоты Рязанской областной Думы и Рязанской городской Думы.

Об административных достижениях Червакова Н.Н., директора Русской классической школы №7 города Рязани, размещен материал во Всероссийской энциклопедии «Одарённые дети – будущее России» в номинации «Руководитель».

      Николай Николаевич ведёт большую общественную работу. Он член коллегии управления образования и молодёжной политики администрации города Рязани, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Советского района города Рязани, член регионального отделения Всероссийского военно-исторического общества.



Возврат к списку