ЦНППМ Рязанской области

Фадин Сергей Александрович

Учитель физики и астрономии МБОУ «Подвязьевская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район рязанской области


Видео https://disk.yandex.ru/i/jh2Rom44dv_xmw

Фадин Сергей Александрович

Организация исследовательской, проектной деятельности
учащихся в современной школе

В процессе реформирования системы образования в течение последних лет все более и более распространяются инновационные подходы к обучению.

Новый импульс этому процессу придал приоритетный национальный проект «Образование», который ориентирует учителей на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни. Это требует от школы:

-   во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;

- во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.

Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям становится наиболее актуальным на заключительном этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.

Непосредственный перенос традиций НИИ оказывается неэффективным в силу различных причин. Вероятно, поэтому мы часто наблюдаем, как на научно-практических конференциях представляются работы, где невозможно отличить степень личного участия «авторов». Хотя с научной новизной и практической значимостью в таких работах оказывается все в порядке, нельзя увидеть, что конкретно сделал сам ребенок, а что является плодами творчества его научного руководителя. Бывает, что ученик просто слепо следует указаниям научного руководителя, не вдаваясь в подробности, и эффект от такой работы сомнителен. Другой крайний и весьма распространенный случай - когда учащиеся «осваивают» уже полученные кем-либо результаты исследований и представляют их на конференции. Оба рассмотренных случая, конечно, лучше, чем ничего, однако почти ничего не дают для формирования подлинно творческой личности ребенка.

Автор данной работы желает поделиться своим опытом организации НИР учащихся 10-11 кл. Главное внимание уделяется на занятиях изучению важнейших методов научного познания, знакомству с методами математического и имитационного моделирования, а также методикой обработки экспериментальных данных.

Весьма сложной является задача вовлечения учащихся в организуемую в школе научно-исследовательскую деятельность. Во-первых, включиться в новую для него деятельность подросток может лишь в том случае, если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из ее субъектов. Во - вторых, эта деятельность, в особенности на ее начальных этапах, должна быть направлена на достижение вполне определенных, понятных подростку целей, на решение конкретных задач. В-третьих, деятельность, в которую включается подросток, должна восприниматься им как социально значимая. Остановлюсь на основных этапах выполнения НИР учащимися.

Скачать материал



Возврат к списку