Заместитель директора по информационным технологиям, МОУ «Сапожковская средняя школа имени Героя России Тучина Алексея Ивановича Сапожковского муниципального района Рязанской области»
Видео https://disk.yandex.ru/i/uG_usEglNK9dLg
Информационная среда школы
Создание единой информационно-образовательной среды (ЕИОС) в Сапожковской средней общеобразовательной школе №1 имени Героя России Тучина А.И. началось в 2003 году и было обусловлено как внешними требованиями, так и внутренними потребностями современной школы.
Комплексный анализ современной парадигмы распространения знаний, классно-урочной системы и состава педагогической среды в контексте требований, предъявляемых современным российским обществом к системе образования, позволил сформулировать основные направления модернизации педагогической среды школы:
совершенствование ресурсного обеспечения образовательного и воспитательного процессов;
комплексная автоматизация образовательного учреждения;
формирование открытой модели образования;
повышение эффективности педагогического труда.
Локальная сеть школы
Локальная сеть Сапожковской средней школы №1 имени Героя России Тучина А.И. включает в себя:
- сервер, обеспечивающий управление работой сети, хранение профилей пользователей, выход в Интернет для всех пользователей сети с любого компьютера школы, централизованное хранение и использование каждым пользователем общешкольного банка данных;
- центральный коммутатор, обеспечивающий возможность подключения 48 направлений к локальной сети школы;
- локальные коммутаторы, позволяющие организовывать вторичные локальные сети на любом направлении;
- точки доступа Wi-Fi, обеспечивающие возможность беспроводного доступа к локальной сети школы и к сети Интернет переносных компьютеров (ноутбуков) в любом помещении школы;
- рабочие станции, установленные в учебных и административных помещениях школы (в настоящее время - 43 компьютера, в перспективе - по заявленной необходимости).
Единое информационное пространство школы позволяет:
- создать единую для всей школы базу данных, содержащую информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса: сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты и т.п.;
- предоставить пользователям возможность общения между собой (с помощью внутришкольной электронной доски объявлений и внутришкольной почты) и доступа к общим ресурсам;
- обеспечить использование в учебном процессе разнообразных учебных курсов: как промышленных, распространяемых на компакт-дисках, так и курсов собственной разработки, а также интегрирование всех курсов в единую среду и связь с электронным классным журналом;
- создать единую информационную среду, в которой сотрудники школы и учащиеся осваивают и эффективно используют новые информационные технологии.
В ходе модернизации педагогической среды средствами информационно-коммуникационных технологий в соответствии с перечисленными направлениями, достигаются следующие изменения:
- отход от традиционной формы урочного обучения;
- плюрализм форм организации занятий;
- реальная индивидуализация обучения;
- включение в процесс получения образования родителей, общественных и научных организаций;
- замена точечного контроля усвоения знаний непрерывным мониторингом обученности, в том числе изменение системы оценивания;
- размыкание и расширение образовательного пространства учащегося и учителя;
- автоматизация управления воспитательным и образовательным процессами в школе;
- размывание, а в перспективе и удаление границы между урочной и внеурочной деятельностью;
- снижение объема детально изучаемого материала за счёт наращивания доли исследовательской работы, в ходе которой происходит просеивание значительного числа фактов и материалов первоисточника.
Программное обеспечение,
используемое для построения единого образовательного пространства:
- является комплексным, то есть обеспечивает ведение единой базы школьных учебных и административных данных;
- имеет сетевое решение и базируется на технологии клиент-сервер;
- имеет возможность наращивания информационных и образовательных ресурсов: электронных учебных приложений, методических разработок, интернет-ресурсов и других;
- обеспечивает электронное общение между всеми пользователями и группами пользователей единого школьного информационного пространства.
Базовое программное обеспечение:
- операционные системы: Windows 2003 Server, Windows Vista Business, Windows XP Professional, Windows 2000 Professional;
- офисные пакеты: Office 2007, Office 2003;
- сетевая система для построения единого информационного пространства: Net-школа;
- система удаленного администрирования, контроля и обучения: NetOp School.
Всё программное обеспечение - лицензионное, приобретенное школой вне рамок поставки в школы России стандартного базового пакета программного обеспечения СБППО Помощь 1.0.
Программа создания единой информационной среды определяется Программой развития школы.
Цели реализации
- обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного бесплатного общего образования всем гражданам, проживающим в микрорайоне школы;
- максимальная реализация потенциала развития каждого ученика школы;
- достижение современного качества образования на всех ступенях образовательного процесса в школе – начальном, общем, среднем;
- повышение профессионализма учителей школы, усиление их государственной и общественной поддержки;
- развитие школы как открытой государственно-общественной системы.
Задачи
- Совершенствование материально-технической базы в области обеспечения использования информационных технологий.
- Развитие программы формирования информационной компетентности педагогов.
- Расширение возможностей участников образовательного процесса для диалога с наукой и культурой через Интернет-технологии.
- Мониторинг и маркетинг рынка информационных продуктов, созданных для использования в образовательном процессе.
- Формирование разнообразных электронных баз данных (статистика, делопроизводство, методическое обеспечение учебного процесса и др.).
- Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в управлении образовательным учреждением.
- Применение информационных технологий для организации досуговой деятельности учащихся.
- Создание и активное функционирование Интранет-сайта школы на базе Net-школы, доступного родителям, учащимся и учителям школы через Интернет и SMS-сети.
- Создание и использование школьного Банка электронных образовательных ресурсов.
Основные направления создания единой информационно-образовательной среды школы
- Определение целей и задач построения единой информационно-образовательной среды школы.
- Определение состава, топологии и схемы информационно-образовательной сети школы.
- Определение состава и характеристик компьютерного, коммуникационного, периферийного оборудования, системного и прикладного программного обеспечения.
- Приобретение оборудования и программного обеспечения.
- Монтаж локальной сети.
- Установка и конфигурация серверного программного обеспечения, антивирусная защита, обеспечение информационной безопасности.
- Ввод и регистрация локальных пользователей, распределение прав доступа, конфигурирование перемещаемых профилей пользователей.
- Формирование общешкольного банка электронных образовательных ресурсов.
- Развертывание Net-школы, заполнение единой базы данных, формирование рабочих мест.
- Изучение и отбор наиболее удачных образовательных программных средств промышленного производства, создание собственных разработок.
- Разработка методики использования средств ИКТ в повседневной реальной образовательной (воспитательной) деятельности школы.
Сроки реализации
- монтаж, конфигурирование, системное ПО: - январь-ноябрь 2007 г.
- отбор необходимого и достаточного состава учебного ПО: март-декабрь 2007 г.
- наработка методики использования всего комплекса ИКТ: январь-декабрь 2008 г.
-получение "сухого остатка": сентябрь 2008 -май 2009 г.
- реально-успешное использование школьного комплекса ИКТ - сентябрь 2009 г. и далее везде.
Это оптимистический сценарий, особенно по последнему пункту.
Проблемы
1.Маленькая проблема - финансовая, связанная с приобретением: так или иначе, раньше или позже, в большей или меньшей мере, но решится. И решается. Государство вкладывает очень серьезные средства в модернизацию системы образования. Для нашей школы она сегодня, практически решена, хотя всегда будет присутствовать проблема обновления техники, и софта, поскольку в информационной сфере обновления происходят очень быстро.
2. Настоящая проблема - подготовка или привлечение в школу специалистов профессионального уровня в области ИКТ. Когда количество компьютеров в школе уже больше ста, привлечение специалиста –профессионала для решения сложных и тонких проблем конфигурирования серверного оборудования и сложной сети с беспроводными подсетями становится обязательным.
3. Но настоящая, большая проблема – разработка оптимальной методики использования массовым учителем современных ИКТ в школе. Оптимальной – означает достижение образовательных целей при меньших трудозатратах учителя (либо более высоких результатов – при тех же трудозатратах).
В заключение отмечу, что в истории цивилизации не было «открытий наоборот». Компьютер, однажды войдя в нашу жизнь, уже никогда из нее не уйдет. нравится нам это. или нет. И задача учителя – не сопротивляться этому процессу, а превзойти ученика. встать впереди. стать вожаком наших «компьютерных чад» и повести их за собой.
Сегодня каждый учебный кабинет школы оснащен стандартным комплектом средств ИКТ, позволяющим п полном объеме реализовать требования ФГОС, 2 мобильных класса с электронными учебниками портала «Живой урок, 3 класса на урока в соответствии с ФГОС, 2 класса – при проведении занятий с цифровым лабораторным оборудованием в кабинетах физики и химии, работает контент – фильтр, имеется информационный киоск и школьный сайт.