Директор, МБОУ «Школа № 19(25) имени вице-адмирала В.М. Головнина» (МБОУ «Школа № 19(25)») города Рязани
Видео https://disk.yandex.ru/i/06x8ZC84SThIXg
Родители в здоровьеориентированном пространстве школы
Школа – территория здоровья. Наше кредо: «Здоровый родитель, здоровый учитель – здоровый ученик». Каждый педагогический коллектив стремится к созданию здорового эмоционального климата, одного из наиболее важных факторов здоровья участников образовательного процесса.
Одним из важных видов управленческой деятельности МБОУ «Школа № 19(25)» является организация совместной работы педагогов и родителей по формированию культуры здоровья подрастающего поколения.
Состояние здоровья детей и подростков, сохранение здоровья будущих матерей и отцов является общегосударственной задачей.
Мониторинг состояния экологической обстановки в районе Городской рощи, проведенный десять лет назад, выявил следующее: район экологически неблагополучный, что связано с непосредственной близостью предприятий-гигантов. Это влияет на здоровье жителей микрорайона. Поэтому при выборе модели развития школы администрация учитывала социальный заказ родителей, обучающихся и местного сообщества на потребность формирования комплекса образовательных услуг, предоставляемых школой. Приоритетными потребностями обучающихся стало создание в школе комфортных условий для обучения и повышения уровня информированности по вопросам сохранения здоровья, родителей – безопасность, здоровье, комфортность, местного сообщества – сохранение и укрепление здоровья.
Здоровье ориентированному образованию семьи способствует обновление содержания образования.
Создавать атмосферу здоровья в школе помогают родители. Основными направлениями деятельности по сохранению и укреплению здоровья в семье стали: организационная; информационно-просветительская; медико-психолого-педагогическая; досуговая.
Педколлективом разработаны новые подходы и формы, способствующие вовлечению родителей в здоровьеориентированное пространство школы.
Родители-управленцы:
• Совет школы;
• школьный Центр содействия укреплению здоровья;
• школьный Центр медико-психологической реабилитации подростков;
• Совет родителей по экспертизе инновационных технологий;
• Совет профилактики правонарушений.
Родители-консультанты:
• консультационный пункт врачей-специалистов – родителей школы;
• психологические тренинги;
• консультации специалистов – родителей школы – работников ГИБДД, МЧС, ИДН;
• «Интервью по Вашей просьбе» (опыт семейного воспитания):
- «Знакомьтесь: семья…»;
- спортивный семейный досуг «Этому мы можем научить…».
Родители-инициаторы:
• публицистическое обозрение «Мода сезона – здоровье»;
• трибуна общественного мнения на темы:
- «Конфликтные ситуации в семьях… Как их разрешить?»;
- «У нас – семейные Дни здоровья… А у Вас?»;
• конкурс сочинений «Воскресный день в семье моей»;
• конкурс плакатов семьи «Да!», «Нет!»;
• телефон доверия в школьном Центре содействия укреплению здоровья;
• лекторская группа «За здоровый образ жизни!».
Родители-участники:
• научно-практическая конференция по вопросам культуры здоровья;
• родительские университеты: «Пусть ребенок растет здоровым» (1-4 кл.); «Учимся беречь здоровье» (5-7 кл.);
• клубы семейного общения;
• группы здоровья учителей, обучающихся, родителей (по авторской методике В.М. Гомозова «Оздоровление позвоночника и суставов»);
• спортивные праздники в микрорайоне: «Богатырская наша сила»; «Мама, папа, я – спортивная семья»;
• социологические исследования по вопросам здорового образа жизни;
• спортивно-интеллектуальные игры: «Все о здоровье», «Это страшное слово: пожар!».
Родители-организаторы:
• спортивные секции: настольный теннис, волейбол, футбол, ритмика, аэробика, шахматы;
• выпуск семейных санбюллетеней «Если хочешь быть здоров…»;
• электронные презентации семей: «Секреты здоровья», «Мы выбираем здоровье», «Здоровье – это …», «Искореним вредные привычки»;
• социальные мини-проекты: «Фотолетопись семьи», «Цветы на подоконнике», «Моя семья и ЗОЖ», «Здоровье и духовность»;
Акции «Мы выбираем здоровье…», «Чистый подъезд», «Моя улица»;
• туристические слеты, походы по родному краю.
Проводимые социологические опросы членов семей по вопросам здорового образа жизни помогли принять следующие управленческие решения:
• установление контактов с внешними службами: сотрудничество с кафедрой психологии РГМУ имени И.П. Павлова, РИРО, Рязанским областным психоневрологическим диспансером, Рязанским областным наркологическим диспансером, управлением по физической культуре и массовому спорту администрации города Рязани, Рязанской ассоциацией планирования семьи, ГБУ РО «Городская детская поликлиника № 1», спортивно-оздоровительными центрами города;
• открытие на базе школы Центра медико-психологической реабилитации подростков, в котором работают высококвалифицированные специалисты РОПНД: психолог, врач-психиатр, логопед-дефектолог, услугами которых пользуются не только обучающиеся, родители, учителя близлежащих школ, но и жители Железнодорожного района города, получая нужную консультацию анонимно на приеме или по телефону доверия;
• создание Совета учащихся «Будь здоров!» и консультационного пункта врачей-специалистов – родителей школы: терапевта, онколога, хирурга, окулиста, реабилитолога;
• открытие школьного Центра содействия укреплению здоровья, который организует курсы по профилактике деструктивного поведения детей и распространения ПАВ в молодежной среде; реализация плана мероприятий по антиалкогольной пропаганде, борьбе с наркоманией, токсикоманией, СПИДом в школе и территории микрорайона.
Опыт, накопленный школой, показал, что идея содействию здоровью успешно проникает во все аспекты школьной жизни и жизни семьи.
Время изменило свои приоритеты. Еще вчера мы отдавали все внимание в системе образования исключительно умственному развитию ребенка, но сегодня перед обществом встала проблема больного детства, а следовательно, проблема выживания нации. Реализуя программу развития школы «Школа, содействующая здоровью», мы считаем приоритетными вопросы укрепления здоровья путем взаимодействия, сотрудничества взрослых и детей как участников образовательного процесса.
Мы уверены, если в школе, содействующей здоровью, обновленный образовательный процесс строится на идеях укрепления здоровья детей, профилактики заболеваемости, рефлексивного управления и воспитания здорового образа жизни всех участников образовательного процесса (учителей, обучающихся и их родителей), то обеспечивается улучшение следующих показателей:
• отношения к своему здоровью;
• объективных статистических медицинских показателей (стабилизация, а не ухудшение здоровья);
• степени сформированности здорового образа жизни в семье;
• повышение мотивации учения, а, следовательно, улучшения результатов всего образовательного процесса.
Безусловно, совместная деятельность родительского и педагогического сообщества в формировании здоровьесберегающей среды школы способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников и формирует потребность в здоровом образе жизни.