ЦНППМ Рязанской области

Голикова Ирина Васильевна

Директор МБОУ «Многопрофильная школа № 17 имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова» г. Рязани


Видео https://disk.yandex.ru/i/JlCjPuXxQ1cKdA

Голикова Ирина Васильевна

Профилизация общеобразовательной школы

Профилизация общеобразовательной школы является одним из наиболее перспективных направлений модернизации современного российского образования. Это связано с тем, что конкурентоспособность молодого человека на рынке труда существенная личностно значимая проблема. В связи с этим образовательная деятельность школы направлена на формирование независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуацию, быть способной к самоопределению, самореализации и самоорганизации.

В МБОУ «Многопрофильная школа № 17 имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова» более 30 лет успешно функционирует профильные классы на четвёртом уровне обучения. В 1989 г. были открыты первые медицинские классы в сотрудничестве с Рязанским медицинским университетом. Затем были созданы классы с углублённым изучением математики и гуманитарный. В школе создана своя система профильного обучения, с 2014 года функционируют классы ранней профилизации.

Основная педагогическая идея профильного обучения заключается в том, чтобы придать системе образования индивидуализированный личностный характер, а саму систему сделать более эффективной и качественной. Создавая модель многопрофильный школы, мы исходим из того, какие требования современное общество выдвигает выпускнику и каким мы хотим видеть выпускника школы. В ФГОС среднего общего образования сформулированы требования к выпускникам. Мы считаем, что современная школа должна быть индивидуально ориентирована для того, чтобы обеспечить разноплановый образовательный заказ старшеклассников, сделать заключительный период обучения в школе осмысленным относительно их планов на будущее.

Механизмом реализации подобного типа образования является процесс становления индивидуальной образовательной программы как целенаправленного движения субъекта образовательной деятельности по формированию и реализации своего заказа на образование. Именно такое образовательное учреждение строит коллектив школы.

Основные компоненты модели школы:

·       инфраструктура

·       организационно педагогические условия

·       современные подходы и принципы деятельности

·       педагогические технологии

·       повышение профессионального мастерства педагогов

·       сетевое взаимодействие

·       особый уклад жизни

Инфраструктура многопрофильной школы

Школа со специализированными кабинетами, оснащенными современным оборудованием, необходимым для профильного обучения с успешно функционирующим медиацентром, свободным безопасным доступом к сети Интернет, современной библиотекой, в том числе электронной.

Организационно педагогические условия

Индивидуальная образовательная программа, индивидуальный учебный план, который обеспечивает индивидуализацию учебного процесса, самостоятельный выбор обучающимися базовых и профильных учебных предметов, элективных курсов и дополнительных образовательных услуг. Выбор форм обучения, самостоятельное определение темы направления творческой, исследовательской и проектной деятельности. Элементы и формы высшего образования – лекции, семинары, коллоквиумы, тренинги. Расширение пространства социальной реализации учащихся: научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов, участие в социально значимых программах регионального, федерального и международного уровней. Организации профессиональных проб с привлечением психологической службы школы. Научные сессии: дни науки, исследовательской и проектной деятельности, по необходимости – дистанционное образование.

Сетевые формы организации образовательной деятельности

Организация взаимодействия школы с другими ресурсными центрами: учреждениями дополнительного образования, вузами, музеями, библиотеками. Школа открыта для сотрудничества с любыми вузами по профилю школы, средними профессиональными образовательными учреждениями, которые будут способствовать профессиональному самоопределению не только учеников профильных классов, но и обучающихся общеобразовательных классов. 

Современные педагогические технологии

Дебаты, технологии деятельностного подхода, технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения, технологии блочно-модульного обучения, проектные технологии, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Организационно-педагогические условия, новые педагогические технологии диктуют особый уклад жизни: коммуникационная сфера, стиль общения и преподавания меняется. Управленческая культура, наличие творческих групп, включение родителей в образовательный процесс.

Основной идеей старшей многопрофильной школы является не жёсткое декларирование набора определённых профилей, а формирование этих профилей на основе индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных программ учащихся, рассчитанных на два года обучения с учётом возможности школы. Как показывает анализ, эта форма обеспечивает более гибкую систему профильного обучения, освобождает от перегрузки, позволяет старшекласснику с высоким уровнем учебных возможностей и прочной базы знаний планировать по максимуму, а слабому сделать выбор по силам. Расписание занятий составляется не для класса, а для группы учащихся в соответствии со сделанным выбором. В школе функционируют классы с углубленным изучением отдельных предметов, где обучающимся предлагается возможность выбора изучения некоторых предметов на базовом или профильном уровне в рамках вариативной части учебного плана или за счёт дополнительных платных образовательных услуг.

Опыт показывает, что данная работа имеет положительные результаты, так как в основном обучающиеся делают правильный выбор, что отражается на сохранении контингента обучающихся в течение всего периода обучения на четвёртом уровне и поступления в дальнейшем в учебные заведения высшего и среднего специального образования по профилю.



Возврат к списку