ЦНППМ Рязанской области

Видехина Татьяна Ивановна

Директор МОУ «Ключанская средняя школа» Кораблинского района Рязанской области


Система работы по развитию личности в условиях сельской малокомплектной школы

Сорок три года назад я пришла работать в Ключанскую среднюю школу учителем физики, из них сорок один год - мой директорский стаж. С первых шагов административной деятельности как-то сразу поняла, что главный приоритет в работе – это люди. Я работала с людьми неравнодушными, верными. Это коллектив сплоченных, талантливых, интеллигентных людей, умных, знающих детскую психологию, постоянно пополняющих запас собственных знаний. В школе постоянно царит атмосфера совместного творчества, поиска путей, способов и средств обновления образовательного процесса в быстро меняющихся условиях.

И тогда давно, и сейчас мне очень хотелось бы сделать для сельского школьника всё возможное и невозможное, чтобы, выйдя из школы, ребёнок чувствовал себя комфортно и уверенно, а такое понятие, как «ущербность» никогда не приходило ему в голову. Поэтому одним из приоритетных направлений в развитии ребенка должна быть всесторонняя подготовленность его к жизни. Мы стремимся вырастить из каждого ребёнка целостную личность, гражданина мира, способного принимать ответственные решения за себя, своё окружение, мир, в котором он живёт, за всё, что происходит на нашей Планете.

Сегодня муниципальное общеобразовательное учреждение «Ключанская средняя школа» представляет собой адаптированную модель, обеспечивающую разнонаправленное и разноуровневое образование на основе личностно-ориентированного подхода к учащимся с учетом социального заказа. Сельское сообщество традиционно продолжает ожидать от школы выполнения целого ряда социальных функций, так как привыкло видеть школу своеобразным селообразующим и селосохраняющим центром, центром культуры и духовности, носительницей и хранительницей народных традиций. Социум не склонен снижать планку требований к коллективу. Наша школа-комплекс создана в целях осуществления образовательного, культурного, социального и досугового развития детей, молодежи, взрослых в условиях сельской местности. В социум школы входят: детский сад, библиотеки, школьный краеведческий музей, районные спортивная, музыкальная, художественная школы, областная детская художественная галерея, сельский Дом культуры, аграрный цех школы, медпункт, Крестовоздвиженская церковь, Чигасовский каменный карьер, Рязанский ЦДЮТК им. И.И. Лисова, Центр одаренных детей «Гелиос». Важнейшая задача школы-комплекса – создание целостной, многофункциональной, социально-образовательной системы, опирающейся на широкие связи с внешней средой, предприятиями, учреждениями, административными структурами.

Для решения этой задачи была разработана Программа развития МОУ «Ключанская СШ» как социокультурного комплекса, которая была обновлена и дополнена в 2020 г. в связи с реализацией ФГОС.

Социокультурный комплекс призван интегрировать имеющиеся в селе культурно-образовательные ресурсы и стать благоприятной средой для развития индивидуальности сельского школьника.

Целью образовательной системы стало содействие развитию индивидуальности учащихся посредством формирования благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребёнка, использование индивидуально-ориентированных форм и способов педагогического взаимодействия. Для достижения поставленной цели педагогическим коллективом школы решались следующие задачи:

1. Разработка и апробация нормативно-правовой и организационно-методической основы функционирования социокультурного комплекса:

  • Выявление культурно-образовательных ресурсов социальных партнеров;

  • Разработка и заключение договоров с учреждениями и организациями, изъявившими желание участвовать в работе;

  • Разработка и реализация программ совместных действий по формированию культурно–образовательного пространства.

2. Освоение и использование в работе педагогического коллектива школы индивидуально-ориентированных форм, методов и приемов работы с учащимися:

  • Организация постоянно действующего психолого-педагогического семинара «Развитие индивидуальности ребенка в образовательном процессе»;

  • Проведение открытых уроков с использованием дифференцированного обучения.

3. Предоставление каждому ребенку, исходя из его интересов, потребностей и способностей, возможности реализовать себя и проявить свою индивидуальность в ходе образовательного процесса:

  • Создание разновозрастных творческих объединений кружков, клубов, секций, на базе школы и ее социальных партнеров;

  • Расширение культурно-образовательного пространства развития детей посредством внедрения дистанционных технологий дополнительного образования, сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями, экскурсионных поездок и туристических походов;

  • Разработка годового цикла дел, направленного на проявление и развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их личностных достижений.

Прогнозирование в управлении общеобразовательным учреждением, исследование реального состояния образования в нем, явлений и событий в окружающем его социуме, построение концепции развития школы на основе целеполагания и нового содержания деятельности, а также учет социально-экономических преобразований в обществе, учет запросов детей и их родителей на образовательные услуги, интересов учащихся и профессионального потенциала педагогического коллектива позволили образовательному учреждению стать социокультурным комплексом.

В школе созданы все условия для успешного обучения и воспитания детей. Материально-техническая база школы постоянно обновляется и пополняется. Учебные кабинеты оснащены необходимыми средствами обучения и воспитания. В 2023 году состоится открытие центра естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» в рамках реализации федеральной программы «Современная школа» национального проекта «Образование».

Особое внимание педколлектив уделяет воспитанию любви к своей школе, к отчему краю, гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины. Одним из направлений патриотического воспитания является краеведение. Работа по краеведению объединяет всех: детей и взрослых; укрепляет связи между поколениями, способствует возрождению русского национального характера, российской духовности, воспитанию чувства малой Родины. На это направлена комплексная целевая программа по воспитанию школьников «Активисты школьного музея», разработанная в нашей школе и включающая разделы:

1.    Краеведческий музей.

2.    Экологическая тропа.

3.    Изучение видового разнообразия растений и животных.

4.    Знаменитые люди нашего края.

5.    Родословная своей семьи.

6.    Этнография.

7.    Летопись Великой Отечественной войны.

В школе создан и работает богатейший краеведческий музей.

Учащиеся школы участвовали в написании «Книги памяти» и сборника «Рязанские мадонны». В течение двух десятилетий ключанские краеведы занимают призовые места на районных, областных краеведческих конференциях, были отмечены дипломами на Всероссийской конференции «Малые города России», Всероссийской краеведческой конференции «Отечество».

Педагогами школы и работниками Дома культуры создана для школьников сеть творческих и спортивных объединений. В школе функционируют вокальная группа «Элегия», школьный театр «Серебряный ключик». Открыт и успешно работает спортивный клуб «Факел». В распоряжении обучающихся отлично оборудованный спортивный зал, тренажерный зал, две спортивные площадки, игровые столы в рекреациях для шахмат и шашек, теннисный стол, столовая. Разработана и успешно работает система «Обучение в школе и здоровье школьного коллектива», целью которой является сохранение и укрепление здоровья (физического, психологического, социального) у субъектов образовательного пространства.

Одним из самых важных направлений в развитии личности является трудовое и экологическое воспитание. Школа имеет 9 га земли. Пришкольный участок включает в себя следующие отделы: овощной, декоративный, плодово-ягодный, отдел пропашных культур, школьный парк, уголок леса, парники, географическую площадку. Построена теплица на 500 м2, в которой создан розарий. Круглый год на пришкольном участке и в теплице проводится большая опытническая работа. Школьная столовая полностью обеспечивается своими овощами и фруктами, которые хранятся в овощехранилище. Часть продукции реализуется населению, детскому саду.

Для уроков технологии и агротехники создана комбинированная мастерская, оборудованная всем необходимым; кабинет обслуживающего труда; мехпарк, включающий в себя 2 трактора, 1 автомашину, мотоблок и прицепной инвентарь; склад для хранения садово-огородного инвентаря.

Производственная бригада школы неоднократно занимала 1 место в смотрах учебно-опытных участков района и области. За 1 место во Всероссийском смотре–конкурсе УПБ школа получила награду – трактор МТЗ-80.

Результатом работы всего педагогического коллектива стало качественное образование, которое получают выпускники, что подтверждается высоким уровнем сдачи государственных экзаменов (в формате ОГЭ и ЕГЭ), итогами поступления в вузы и ссузы (100%). Учащиеся школы – постоянные участники и победители различных районных и областных смотров, конкурсов и олимпиад.

В ходе инновационной деятельности по реализации Программы развития МОУ «Ключанская СШ» достигнуты следующие результаты:

1. Постоянно повышается статус образовательного учреждения. Улучшаются условия его функционирования и развития, техническое и технологическое переоснащение образовательного процесса обеспечили ему положение стабильности, сделали подлинным образовательно-воспитательным и культурным центром социальной сферы села.

2.    Модернизация содержания образования, улучшение условий его получения в сельской школе, повышение его качества на основе развития инновационной деятельности, максимально полное удовлетворение образовательных запросов населения за счет вариативного спектра оказываемых школой образовательных услуг, овладение на высоком уровне компьютерной грамотностью значительно повысили конкурентоспособность образования выпускников сельской школы, сформировали у них устойчивую положительную мотивацию к продолжению образования и получению профессии.

Реализация ФГОС в нашей школе – это:

  • Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания;

  • Обучение по общеобразовательным программам с региональным компонентом, апробирование на практике современных образовательных технологий, направленных на развитие способностей, творческих достижений учащихся, с учетом возраста и личностных особенностей школьников;

  • Формирование функциональной грамотности;

  • Углубленное изучение учебных предметов учащимися на уровне СОО;

  • Изучение и учет запросов учеников и родителей, реализация социального заказа (допобразование, внеурочные занятия);

  • Создание условий для правильного выбора профессии, умения ориентироваться в рыночных отношениях для овладения навыками профессиональной ориентации.

3. Созданы условия для непрерывного развития творческого потенциала учителя (50% учителей имеют высшую квалификационную категорию, 20 % - первую). Теоретические и методические находки педагогов школы являются востребованными в педагогическом сообществе района и области, поэтому на базе нашей школы проходят районные, межрайонные и областные семинары.

4. Создана интегрированная сеть дополнительных развивающих структур, которые обеспечивают не только организацию полезного и интересного досуга детей, но и помогают в процессе творческой деятельности детей выявить их способности, склонности, потенциальные возможности, что важно для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучению.

5. Сложилась структура образовательного процесса: базовое образовательное, а в тесной связи с ним – дополнительное образовательное и развивающее пространство, углубляющее и расширяющее знания учащихся по отдельным направлениям и обеспечивающее их высокое интеллектуальное и духовно-нравственное развитие.

6. Организована сеть специальных курсов, продумана система эстетического образования, ведется работа по формированию национального самосознания в контексте мировой культуры.

7. У учащихся школы ярче проявляются стремления к творческому самовыражению, к самобытной национальной культуре, к родному языку и фольклору.

8. Осуществляется программно-целевой подход в управлении образовательного учреждения.

9. Ключанская школа как открытый социокультурный комплекс на селе доступен для всех социальных групп сельских жителей, даже в вечернее и каникулярное время.

10. Создана единая социокультурная образовательная среда. Внедрение в практику системы социального воспитания позволило включить в процесс социализации подрастающего поколения все социальные институты села, обеспечило полифункциональную деятельность школы, что в свою очередь привело к снижению социальной напряженности, оздоровлению морально-психологического климата, созданию условий для развития патриотизма, творческих начал и коммуникабельности на селе, повышению культурно-образовательного уровня сельского населения. 

Закончить представление своей управленческой практики я хочу словами: «Спасибо школе за все!» Ничто в жизни я не смогла бы полюбить так, как я люблю школу, сам процесс школьной жизни, школьный круговорот, когда Последний звонок плавно и незаметно переходит в Первое сентября. Для меня, да и думаю, для моих коллег школа – это не только место работы, но и значимая часть нашей личной жизни.




Возврат к списку