ЦНППМ Рязанской области

Товченко Лариса Николаевна

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 41» г. Рязани


Видео https://disk.yandex.ru/i/dCurEtLKPP3R8w

Товченко Лариса Николаевна

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может,
так как неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога,
и любое педагогическое решение
должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.
Если же действия человека, работающего с детьми,
не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того,
что называется словом “педагогический”

М. М. Поташник

 

Развитие творческих способностей детей зависит от степени творчества педагогов – ведь только творческая личность может сформировать и развить творчество у своих воспитанников. Одним из основных условий эффективности организации воспитательно-образовательного процесса является профессиональная компетентность, в том числе - профессионально-творческое мышление, воображение. Профессионально-творческие способности у воспитателей ДОУ рассматриваются как составная часть педагогического мастерства.

Работа в детском саду многогранна и неоднозначна, идёт одновременно по трём направлениям: с воспитанниками, их родителями (законными представителями), сотрудниками учреждения.

При формировании ПТС воспитателей ДОУ используются различные методы и формы. И мы обратили внимание на такую форму, как организация и проведение детско-родительских конкурсов. Выбранное направление деятельности не явилось для коллектива случайным, это стало результатом анализа социокультурных условий микрорайона, заказа родителей, школы и государства.

Почему именно конкурс? Во-первых, это форма реализации творческих способностей и возможностей всех участников педагогического процесса. Во-вторых, здоровая конкуренция - это всегда залог роста в любой отрасли деятельности и в любом возрасте. В-третьих, к выполнению конкурсных заданий подключили родителей, тем самым активно вовлекая их в совместное творчество с собственными детьми, что является немаловажным фактором педагогического процесса в целом. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих мам и пап.

Виды конкурсов, организуемых в детском саду:

  • развивающей предметно-пространственной среды;

  • выставки детско-взрослого творчества;

  • выставки с участием детей, где подготовка обеспечивается воспитателями и специалистами ДОУ.

Чтобы конкурс состоялся, мало объявить о нём родителям. Необходимы разъяснения, консультации, беседы, советы (как для родителей, так и от них), а также информация об этапах подготовки, степени подготовленности как детей, так и взрослых. Всё вместе это помогает поддерживать у родителей интерес к конкурсу, позволяет им быть в информационном поле, чувствовать свою значимость и необходимость.

В квалифицированной методической помощи нуждаются не только родители, но и педагоги. В связи с этим нами проводится большая работа по формированию и развитию умения педагогов вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс. На консультациях, мини-лекциях, семинарах-практикумах, тренингах, встречах за «круглым столом», деловых играх они обучаются умению гибко планировать время общения с родителями и показывать значимость взаимных контактов для развития ребенка, развивают навыки публичного выступления, повышают свою психологическую компетентность.

Использование разнообразных обучающих форм работы с педагогами дало положительный результат.

Ежегодно дети, педагоги и родители участвуют в 12 – 15 конкурсах.

Следует отдельно сказать о конкурсе «Созвездие талантов», который стартовал в 2009 году и стал традиционным. Его задачами являются:

  • выявление творческих личностей среди воспитанников детского сада;

  • популяризация творчества юных талантов;

  • активизация взаимодействия педагогов, детей и родителей;

  • укрепление связей и сотрудничества педагогов, детей и родителей через совместное творчество;

  • формирование и развитие творческого потенциала подрастающего поколения;

  • создание у детей положительной мотивации пребывания в детском саду, формирование чувства психологической защищенности, эмоционального комфорта.

А.С. Макаренко говорил: «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».

Вот такой радостью, а по сути – коллективным творческим Делом – стал этот конкурс, подготовка к нему в течение всего учебного года и сам гала-концерт.

Алгоритм проведения конкурса в ДОУ:

1.    Приказ заведующего о проведении конкурса;

2.    Разработка положения конкурса;

3.    Доведение до сведения педагогического коллектива содержания положения конкурса;

4.    Объявление о конкурсе родителям;

5.    Проведение первого тура в группе;

6.    Проведение второго тура в ДОУ;

7.    Подведение итогов членами жюри;

8.    Приказ заведующего об итогах конкурса;

9.    Объявление результатов конкурса на педагогическом часе;

10. Награждение победителей и участников.

Алгоритм разработки Положения о конкурсе.

1.    Преамбула – общие положения.

2.    Цели и задачи конкурса.

3.    Участники.

4.    Условия организации и проведения конкурса.

5.    Состав жюри.

6.    Номинации конкурса.

7.    Критерии оценки конкурсных работ и (или) выступлений.

8.    Подведение итогов конкурса. 

Создавалось Положение о конкурсе, избирались оргкомитет, жюри, определялась общая тема. За эти годы о чём только мы не говорили: о сказках и о профессиях, о ремёслах и о героях Великой Отечественной войны, о былинных героях и о природе, о дружбе. Готовились в течение всего учебного года и потом встречали весну большим праздничным концертом. Сколько волнений, переживаний, и в то же время гордости и радости довелось испытать нам всем во время выступлений детей и взрослых, становившихся порой действующими лицами: певцами, актёрами, аккомпаниаторами! Как «болели» за «своих» и дети, и взрослые! Хочется особо отметить душевную поддержку и внимание, которое оказывают участникам конкурса педагоги и родители. При подготовке к нему родители задействованы практически во всех мероприятиях: обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника.

Можно сказать, что мы дали пропуск в мир творцов нашим воспитанникам. Таким, как Баранова Полина, Аникина Анастасия, которые в 2011 г. участвовали в ¼ финала 11 Международного форума Моделей и талантов. а в дальнейшем – в Московском конкурсе моделей, и получили звание Мини-Мисс и Вице-Мисс конкурса.

В 2020 г. Васильева Василиса принимала участие в конкурсе «Мисс – Зелёный сад 2020» и получила Гран-При конкурса и звание «Мини-мисс «Зелёный сад».

Со сцены конкурса детского сада наши воспитанники шагнули на профессиональную сцену.

Ачаев Никита, воспитанник нашего ДОУ, в дальнейшем принимал участие в конкурсах:

  • международный конкурс «Веспремские игры», Венгрия (Диплом 2 степени, 2014 г.);

  • IХ международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Вдохновение. Весна», Санкт-Петербург (Диплом 2 степени, 2015 г.);

  • II международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Звёзды столицы», г. Москва (Диплом 2 степени, 2016 г.);

  • II международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Жемчужина Поволжья», г. Нижний Новгород (Диплом 2 степени, 2016 г.);

  • «Ярославская мозаика» (Диплом 1 степени, 2017 г.)

В 2023 г. танцевальная студия «Улыбка» завоевала Диплом 1 степени во Всероссийском конкурсе хореографии «В ритме танца».



Возврат к списку