Обучение педагогов в рамках непрерывного повышения профессионального мастерства предполагает «эффективное восполнение профессиональных дефицитов на основе индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития может осуществляться посредством обучения по дополнительным профессиональным программам в сочетании с мероприятиями неформального образования (перекрестное посещение уроков, участие в семинарах/вебинарах, работа с методическими материалами, участие в профессиональных олимпиадах и конкурсах разного уровня и др.), стажировкой (индивидуальной или групповой)».
Неформальное обучение – это сравнительно новый тип обучения, который выходит за рамки формального процесса образования, следовательно, профессиональные сетевые сообщества педагогов решают следующие задачи:
Цель неформального образования – удовлетворить интерес к какой-либо отдельной теме, провести с пользой и интересом свободное время, восполнить недостаток в определённых знаниях.
Существует взаимосвязь формального и неформального образования. Неформальное и формальное обучение являются составными частями обучения на протяжении всей жизни, причём каждое направлено на достижение своих собственных целей и результатов. Неформальное и формальное обучение вносят свой специфический вклад в процесс занятости, но при этом имеют свои границы, которые необходимо принимать во внимание.
Примерами неформального образования являются:
Существуют требования к неформальному образованию – это построение образовательного процесса не только на основе передачи знаний, но в первую очередь на основе присвоения ценностей, понимания общих смыслов, построения общего культурного поля; использование интерактивных методов обучения, интенсивных погружений и коммуникаций, сетевых сообществ, клубов; вся информация должна быть актуализирована и усвоена; применение исследовательского подхода (мотивированное исследование) является источником его познания. Неформальное образование может иметь учебный план, однако, не всегда есть необходимость следовать чёткой программе учебного курса, оно происходит случайно, непредумышленно в связи с применением требований практики: создание комфортной, дружелюбной атмосферы.