ЦНППМ Рязанской области

30.05.2022 года вебинар на тему «Правовые компетенции педагога»

В целях повышения своих нормативно – правовых компетенций для слушателей курсов Центра непрерывного повышения профессионального мастерства (ЦНППМ) педагогических работников на базе ОГБУ ДПО «РИРО» в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута 30.05.2022 года в 14:00 был проведен вебинар на тему «Правовые компетенции педагога». На нем присутствовало около 100 педагогов города Рязани и Рязанской области. Данное мероприятие вела доцент кафедры управления человеческими ресурсами, кандидат экономических наук Рожкова Валентина Евгеньевна.

Профессиональный стандарт «Педагог» определяет, что при выполнении общепедагогической функции по обучению педагог должен владеть знаниями законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

На вебинаре были рассмотрены значимые вопросы: понятия компетенции и компетентности, в том числе, правовой; содержание и условия формирования правовой компетентности педагогов; отношения в сфере образования, их участники; функции и определение нормативно – правовой компетенции.

Правовые компетенции современного педагога

На мероприятии Рожкова Е.В. также вела с педагогами интересную дискуссию в формате «вопрос-ответ».

Вот один из актуальных вопросов, заданных слушателям: «Имеет ли право учитель требовать от обучающихся обязательного присутствия в музее, если он решил провести там занятие по своему предмету?». Педагоги дали верный ответ: «Да, если это предусмотрено программой.»

Ведущая акцентировала внимание учителей на трудностях при выполнении кейсовых заданий. Рожкова Е.В. отметила, что в настоящее время, к сожалению, не много грамотных юристов в сфере образования.

Валентина Евгеньевна изложила свой материал по теме с подробными примерами и презентацией. В современной России на образовательные организации возложена задача не только обучения и воспитания личности, обладающей принципами гражданственности, морали, духовности, культуры и законопослушности, но правового просвещении всех участников образовательного процесса.           Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требования Федеральных государственных образовательных стандартов ориентируют педагога на формирование у обучающихся уважения к закону и правопорядку, нравственного сознания и законопослушного поведения.

Какие же нормативно-правовые документы должен знать педагог и руководствоваться ими в своей работе?

Самые основные документы, которыми должен руководствоваться в своей деятельности каждый педагогический работник:

- Конституция РФ.

- Конвенция о правах ребенка.

- Трудовой Кодекс РФ.

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».

- Решения органа управлением образования.

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008).

- Требования СанПин 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014г.

- Устав Учреждения.

- Локальные акты учреждения (положения, приказы, инструкции).

- Права и обязанности всех участников образовательного процесса.

- Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Недостаточный уровень правовой компетенции педагогических работников косвенно подтверждается и статистическими данными о значительном количестве правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, т.к. одним из факторов формирования законопослушного поведения личности в целом является правовое воспитание, осуществляемое изначально в образовательных учреждениях.

Скачать презентацию (pdf 460KB)





Возврат к списку